26-го января Товарищество артистов МХАТ отмечаем 90-летие со дня рождения Михаила Анатольевича Горюнова – прекрасного артиста, режиссёра, продолжателя великой актёрской династии Москвины-Тархановых-Горюновых.
Помимо всего прочего он стал одним из инициаторов и создателей Товарищества артистов МХАТ – творческого объединения, которое в этом году отметило свою
33-х летнюю годовщину. Мы благодарим Михаила Анатольевича за инициативу создания Товарищества – дело которое стало смыслом и содержанием жизни многих артистов и режиссёров.
Из воспоминаний М.М. Добровольской актрисы и в течении 25 лет бессменного руководителя Товарищества артистов МХАТ: «…Михаил Анатольевич Горюнов, внук Москвина и Тарханова, сын Анатолия Горюнова, великого комика, и легендарной артистки МХАТ, любимицы Станиславского Веры Бендиной. Он вырос в атмосфере мхатовских кулис, юмора и розыгрышей, самозабвенного служения театру. Общение с великими людьми театра того времени сформировало его характер и убеждения. Поэтому он не смог спокойно перенести административный раздел театра. Он воспринял его как разорение своего дома, своего мира. Это был тяжёлый удар. Сердце его треснуло.
Когда он вышел из больницы, то стал срочно создавать «Товарищество». Глубоко интеллигентный, эрудированный человек, он знал в театре и про театр всё. Никогда не демонстрируя своих преимуществ, Миша был очень талантливым и самобытным артистом. При этом он никогда не гнушался ни маленьких ролей, ни выходов в массовке, участвовал даже в шумовом оформлении спектаклей, не считал зазорной любую работу в театре. Но все же его тянуло в режиссуру. Главной страстью в жизни Миши Горюнова был процесс создания спектакля, и в центре этого процесса стоял Его Величество актёр. Каждого нового артиста, принятого во МХАТ, Миша воспринимал родным человеком, членом его большой семьи, потому что у него напрочь отсутствовало тщеславие. Он был предельно скромен.
Горюнов писал вместе с Юрием Олешей инсценировку «Трёх толстяков». Олеша умер, не завершив работу. Закончил её Миша, но имени своего в афишах так и не поставил, а об Олеше написал замечательную статью, которая была опубликована в виде предисловия к его книге «Ни дня без строчки». В 1962 году состоялась премьера «Трёх толстяков» во МХАТе, и Горюнов был ассистентом режиссёра. Потом он был ассистентом Виктора Монюкова при постановке пьесы Эдуарда Раздольского «Дорога через Сокольники». И всегда он оставался в тени. По-настоящему оценили Мишу во МХАТе во время работы над постановкой пьесы Шатрова «Шестое июля». Режиссер Леонид Викторович Варпаховский доверил Мише многое: не только подбор типажей, но и почти всю работу с артистами. Эта постановка имела очень большой успех. В те годы была мода тиражировать спектакли на разных сценах страны. Так Миша перенёс этот спектакль на сцены Минска, Алма-Аты, Волгограда и др. Варпаховский приезжал только на заключительные прогоны перед премьерой. Ко времени раздела МХАТ Михаил Анатольевич Горюнов был уже опытнейшим театральным режиссёром мхатовской традиции, в любой работе стремившийся раскрыть замысел спектакля через актера. Его любили и уважали, с его мнением считались все. Но при всём режиссёрском опыте, несомненном знании театрального дела и умении общаться с людьми, у Горюнова не было администраторской жилки и умения хозяйствовать. В этом смысле при создании «Товарищества» ему нужен был помощник. Поэтому, послушав совета своей сестры Анны Горюновой, много работавшей со мной, Миша и позвал меня участвовать в организации нового дела. Конечно, мне тоже пришлось многому учиться, но всё же какой-то опыт у меня уже был. В праздник Пасхи Господней в 1994 году, который пришёлся на 1 мая, Миша Горюнов зашёл ко мне на Тверской бульвар. Настроение было великолепное. Мы пили чай с пасхальным куличом и обсуждали наши дела. Миша собирался ненадолго уехать в Щелыково. В эту последнюю нашу встречу Миша был необыкновенно добр ко мне. Наговорил много приятных слов и как артистке, и как руководителю. Сказал, что со мной он за «Товарищество» спокоен. Это было в воскресенье. А через неделю, в субботу утром позвонила Анна Анатольевна Горюнова, Мишина сестра, и сообщила, что Михаила Анатольевича Горюнова не стало.
Мы быстро собрались и отправились на машине в Щелыково. К шести вечера были на месте. Миша лежал в маленьком номере актёрского Дома Творчества, в свежевыструганном местными мастерами гробу на белоснежных простынях. У него было очень спокойное лицо. Пахло молодой сосной. Рядом на прикроватной тумбочке лежала иконка Спаса Нерукотворного. Хоронили Мишу на следующий день в воскресенье с отпеванием в местной Никольской церкви.
Его могила совсем недалеко от могилы Островского, пьесы которого он так любил и часто ставил…» Фото из спектакля Михаила Горюнова по пьесе А. Н. Островского “Не всё коту масленица”. На фотографиях: Народный артист СССР А. Назаров, Заслуженная артистка РСФСР А. Горюнова и артист Б. Коростелёв