Театральная хрестоматия по школьной литературе

Совместный проект ПТК “Товарищество артистов МХАТ” и НП “Культурный круг”. Продолжение и развитие проекта «Театр, музыка и живопись как форма познания мира». Он представляет из себя комплекс мероприятий, направленный на популяризацию русской классической литературы и особого способа познания, способствующего формированию личности через образно-чувственную игровую модель через осмысление основных культурных феноменов российской цивилизации. В него входят: интеллектуальная игра – «квэст», конкурс школьных отрывков, создание и представление профессионального спектакля просветительской направленности. Своеобразие этого проекта заключается в том, что мы с помощью современных игровых технологий, мы создаем условия для погружения участников в художественный мир русской национальной культуры, мотивируя ребят к чтению. Этот проект создается по ключевым темам русской литературы, изучаемым в школе, и может быть большой подмогой преподавателю литературы. Укрепление и поддержка культурного кода российской цивилизации.
Данная проблема касается школьников изучающих и педагогов, преподающих литературу, они как никто другой сталкиваются с необходимостью духовной подготовленности к восприятию литературы. В рамках ежегодного форума, проводимого РОО «Единая независимая ассоциация педагогов» были выделены следующие проблемы: 3. Добровольный принцип для изучения родного языка. Русский язык, в котором заложен ментальный код народа, будет изучаться только теми, кому это интересно, или, если это будет модно. 4.Цифровая образовательная среда, где познавательные способности учащихся ориентированы на тексты малого объёма, способствующая выработке логического, без эмоционального способа подхода к изучаемому материалу. 5.Уход в свой информационный коридор, изменение качества коммуникативной среды. 6.Уход детей из реального речевого общения в виртуальное, возникают задержка речевого развития и сложности при коллективном взаимодействии. 9.В связи с “клиповым” мышлением, опирающимся исключительно на визуальные образы, развитие краткосрочной памяти. Решению всех этих задач успешно способствует реализация данного проекта, который погружая в мир великих русских классиков с помощью игрового чувственно-образного способа познания, способствует духовному созреванию личности. Мы создаём условия для пробуждения интереса к чтению и изучению русского языка и литературы Современная коммуникативная среда – это интернет. Контента, посвящённого осмыслению и продвижению российских национальных ценностей очень и очень мало. Его обычно продвигают люди не молодые, а нам хотелось бы, чтобы молодёжь поняла приняла, осмыслила и передала потомкам великое наследие прошлого. Нами проведено исследование целевой аудитории в городах Саратове, Уфе и Башкортостане, Ульяновске, Костроме, из которого следует, что данный проект полностью отвечает её запросу. Исследование конкурсных мероприятий в данных регионах по планам министерств и департаментов позволяет сделать вывод, что они направлены на науку и естествознание, спорт, краеведение, патриотическое воспитание и профессиональное продвижение. Творческих конкурсов, куда входят музыкальные, танцевальные, фольклорные и театральные конкурсы проходит от 2 до 4 в каждом из регионов, но они отделены обычно от образовательных конкурсов. Конкурсов, соединяющих в себе творчество, искусство и образование нет ни одного. В Саратове проект получил поддержку Управление культуры г. Саратова (245204 человек школьников из них около 80000 подходят для участия в проекте), в Башкортостане проект поддержит Министерства образования р-ки Башкортостан (479800 человека школьников из них около 230000 подходят для участия в проекте), в г. Кострома (71122 человека школьников из них около 30000 подходят для участия в проекте) он пройдет при содействии Департамента Образования и Науки Костромской области, в г. Ульяновске и Ульяновской области (114800 человек школьников из них около 50000 подходят для участия в проекте) он поддержан Министерством Образования и Науки Ульяновской области. Проект высоко оценила ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка», которая готова обеспечить ему информационную поддержку. Кроме того, данный проект успешен, опробован и обобщает опыт проекта 2019 “Театральная хрестоматия по школьной литературе”. В данном проекте будут учтены и использованы все инновационные находки: 1. Подготовка к конкурсу проводится в форме современной игры – квэста, что позволяет вовлечь ребят в изучение не только литературы, но и самой жизни. 2. Мастер-классы и он-лайн сопровождение от экспертов – профессионалов, выгодно отличают данный конкурс от других школьных конкурсов. 3. Конкурс школьных отрывков – представление их профессиональной комиссии, прибывшей из Москвы, пройдёт на значимой театральной площадке города. 4. Профессиональный спектакль, завершающий проект, стоит в центре, являясь для конкурсантов неким эталоном и примером игрового способа познания, которым им предстоит овладеть, делает привлекательным процесс познавания объясняя ребятам, что вчера профессионалы судили их, а сегодня судьи-они. Представление спектакля на большой сцене позволит в разы увеличить охват целевой аудитории. Организация благотворительных спектаклей позволит привлечь в проект дополнительные средства. 5. В данном проекте примут участие народные и заслуженные артисты РФ. Ведутся переговоры с Н.А. РФ Н.Е. Лазаревым, Н.А. РФ А.Я. Диком, З.А. РФ П.А. Белозёровым, З.А РФ И.В. Апексимовой, Профессором С.В. Шенталинским. НП «Культурный круг» за время своей деятельности осуществило 9 просветительских, патриотических проектов. Данный проект создается в помощь школе. За это время найдена оптимальная форма его проведения. Участники первого нашего проекта уже выросли, но при встрече вспоминают спектакль и дискуссию после него, как нечто самое интересное и важное в процессе всего обучения в школе(опрошены выпускники 63 школы г. Казани). Расширилось количество участников проекта (с1300 до 3450 человек)и регионов, заинтересованных в данном проекте.
Уникальность проекта заключается в том, что он использует принципиально иной образовательный ресурс – конкурс подготовленных школьниками отрывков из драматургических произведений и профессиональный театральный спектакль – как диалог между школьниками, молодёжью и профессионалами театра.
Работа двигалась в двух направлениях, что с одной стороны очень расширяло, а с другой стороны увеличивало его сложность. Одно – это подготовка конкурса школьных отрывков “Театральная хрестоматия по школьной литературе А.Н. Островский и загадка русской души”, это взаимодействие со школьниками и педагогами по созданию отрывков по пьесам А.Н. Островского погружение школьников в материал пьес А.Н. Островского, подготовка их к конкурсу. Другое направление – взаимодействие с профессионалами по созданию спектакля по А.Н. Островскому. Постановка профессионального Спектакля была осуществлена в рамках Проекта в качестве подарка участникам – школьникам и педагогам и для создания банка просветительских спектаклей, расширяющих школьную программу, способствующих погружению обучающихся в русскую классику. Это было совместное путешествие в мир театра профессионалов и школьников – любителей. В рамках проекта осуществлена постановка “Жестокий водевиль” по пьесе А.Н. Островского “Без вины виноватые” В постановке приняли участие 13 артистов – они в течении 9 месяцев безвозмездно принимали участие в репетициях спектакля. Кроме того, в постановке приняли участие 2 постановщика танцев (6 танцев поставлено – 2 дуэта, 2 сольных, 2 массовых), подготовлено разучено с артистами 7 вокальных номеров из них 5 исполняются в спектакле (это связано с режиссёрским решением). К этим номерам созданы и записаны на студии звукозаписи оригинальные аранжировки. Создано художественное оформление спектакля и костюмы (в количестве 37 штук) согласно эскизам художников. Создана экспликация пьесы “Жестокий водевиль”, где найдено оригинальное режиссёрское решение пьесы А.Н. Островского “Без вины виноватые”, в результате открыта пьеса А.Н. Островского, которая написана про театр и о театре, в ней удалось уйти от социальной драмы, расширить затрагиваемые в пьесе темы. Надо сказать, что пьеса “Без вины виноватые” критикой не заслуженно считается неудачей автора, тогда как сам А.Н. Островский считал её вершиной своего творчества. В результате этой работы удалось понять, что А.Н. Островский в совершенстве владеющий английским языком самозабвенно увлекающийся В.Шекспиром, много раз пытавшийся его переводить на русский язык, писал свои пьесы, беря за основу сюжеты и мотивы пьес великого английского драматурга, оригинальным образом трансформируя их на русскую действительность. И в пьесе “Без вины виноватые” звучат отголоски «Ромео и Джульетты», «Гамлета», «Укрощения строптивой». Также в работе над пьесой “Без вины виноватые” удалось явно проследить тему глубокой заинтересованности автора взаимным проникновением жизни в театр, а театра в жизнь. Не удивительно, ведь А.Н. Островский был одним из создателей русской театральной школы. Во данном – втором отчётном периоде проведено 2 из трёх вебинаров. 2-ой вебинар – “Право на выбор” прошёл 10 сентября. В нём участники конкурса познакомились с экспертами проекта, которые профессионально объяснили принципы работы с драматургическим материалом, затронули основы актёрского мастерства и режиссуры, озвучили вопросы, на которые предстояло ответить участникам в ходе работы над выбранным ими отрывком из пьесы А.Н. Островского и в течении этой работы еженедельно выходили на связь с командами и направляли их работу. 3-ий вебинар – “Подведение итогов” прошёл 25 октября и был посвящён объявлению финалистов конкурса, которые приняли участие в показе отрывков профессиональному жюри, которому школьные отрывки были представлены в трёх городах. Подготовлено и проведено в трёх регионах России 3 конкурса школьных отрывков. 07.11.19 конкурс школьных отрывков прошёл в г. Ульяновске, 09.11.19 в г. Казани и 16.11.19 в г. Москве. В подготовке конкурса приняли участие 24 команды из г. Ульяновска и Ульяновской области, 13 команд из г. Казани, 22 команды из. г. Москвы и Московской области. Из команд-участниц в финал вышли 16 команд из Ульяновска и Ульяновской области, 8 команд из г. Казани, также в Казани, во внеконкурсной программе приняли участие 4 команды педагогов, 11 команд из г. Москвы и Московской области. Участники команд за всё время проекта осуществили более 80 публикаций о проекте, которые собраны в книгу отзывов о проекте, которая состоит из 6 частей. Конкурс поддержан Министерством образования и науки Ульяновской области, Управлением образования г. Казани, Министерством образования Московской области и Министерством просвещения РФ. В осуществлении проекта принимали участие 31 человек из них 6 постоянных работников, работающих по срочному трудовому договору, 14 сотрудников по договорам ГПХ, 3 индивидуальных предпринимателя, 8 волонтёров, кроме этого в исполнении проекта было задействовано 24 организации. Партнёрами проекта стали Ассоциация учителей литературы и русского языка, ГТМ им. А.А. Бахрушина, Ульяновский драматический театр им. И.А. Гончарова, Татарский культурный центр, Культурный центр ФСБ, Московский городской совет ветеранов, Библиотека им. Н.Г. Чернышевского г. Москвы, Товарищество артистов МХАТ. В трёх регионах прошли заключительные мероприятия проекта. Для заключительных мероприятий проекта из дополнительно привлечённых средств были изготовлены афиши, дипломы для победителей, сертификаты для участников и благодарности всем партнёрам проекта. В заключительных мероприятиях принимали участие не только участники конкурса, но и другие учителя, школьники и подростки, что многократно увеличило охват целевой аудитории. Это стало возможным, благодаря безвозмездному представлению спектакля “Жестокий водевиль” по пьесе А.Н. Островского “Без вины виноватые”, если бы не этот спектакль, награждение победителей было бы просто внутренним мероприятием для участников конкурса. Кроме того, возник интерес к просветительскому спектаклю, расширяющему школьную программу, способствующему погружению обучающихся в русскую классику. И, наконец, в г. Ульяновск опробован новый, интересный формат благотворительный спектакль в поддержку проекта средства от которого пошли на подарки победителям конкурса школьных отрывков из г. Ульяновска и Ульяновской области. По проекту в его поддержку организациями НП “Ку льтурный круг”, Товариществом артистов МХАТ в поддержку проекта для его продвижения было написано более 120 писем.